ВТОРОЕ – НЕ ЗНАЧИТ ПОСЛЕДНЕЕ
Недавно новый директор ТТУ Дмитрий Соболев в своем интервью одной из газет заявил, что к 2003 году Тверь может остаться без трамваев и троллейбусов. Однако знакомство с положением дел в трамвайных парках города, мягко говоря, разубеждает в истинности такого высказывания. Безусловно, вагоны очень старые, нет запчастей, не хватает персонала и так далее – но все же, на мой взгляд, ни одно предприятие в Твери и, возможно, в области не держится за жизнь так, как ТТУ.
Лишний раз в этом можно убедиться на примере работы второго трамвайного депо, что на Соминке. Главный инженер депо Валерий Николаевич Балаев в беседе со мной первым делом с гордостью отметил заслуги персонала. Несмотря на довольно низкую заработную плату (кстати, в этом вина городской администрации!), бóльшая часть мастеров остается работать в депо – удивительно, но не перевелись еще в наше время такие люди, для которых преданность своему делу выше материальных интересов. Многие рабочие понимают, что без их труда предприятие, которому они отдали всю жизнь, попросту развалится. А потому многие мастера продолжают работать в трамвайном парке, давно уже находясь на пенсии. Причем абсолютно все работники депо – по словам Балаева, от слесаря до начальника – относятся к своему делу поразительно добросовестно. В доказательство главный инженер приводит такой пример. Иногда случается, что выходит из строя сразу несколько трамваев, и слесарей для их ремонта не хватает. В таких случаях многие работники, включая даже начальника депо, готовы выйти на внеочередную работу – хоть ночью, хоть в выходной. Согласитесь, сейчас такую ответственность редко где можно встретить.
Между прочим, когда на “Центросваре” задумали заняться капитальным ремонтом наших дряхлых вагонов, именно специалисты второго депо обучали заводчан, как нужно восстанавливать трамваи. И первый вагон, отремонтированный на заводе в 1996 году, был почти полностью сделан заново руками мастеров депо.
Второе депо постоянно борется за повышение квалификации своих слесарей – так, совсем недавно был создан прекрасно оборудованный учебный класс, в котором есть все, что нужно для подготовки замечательных мастеров. В ближайшей перспективе – сотрудничество депо с профессиональными училищами города: ведь будущих мастеров гораздо лучше обучать не по картонным плакатам лохматого года печати, а по настоящим, конкретным деталям.
Именно благодаря усердному труду персонала все вагоны второго депо в лучшую сторону отличаются своим техническим состоянием от практически таких же вагонов из парка на площади Капошвара. Валерий Николаевич заметил, что их трамваи несколько тише на ходу, лучше окрашены, имеют всегда целые и чистые сиденья и стекла. Кстати, к стеклам на Соминке особое отношение. Здесь считают, что трамвай ни при каких условиях не должен выходить на линию с заваренными металлом окнами, в которые вставлены узкие стекла от старых списанных вагонов – именно так поступают в первом депо, делая из трамвая нечто вроде броневика. А потому главный инженер считает, что пусть вагон не выйдет на линию хоть несколько месяцев, зато дождется, пока ремонтники смогут раздобыть “родные” стекла. Балаев говорит, что не может выпустить на маршрут вагон, за который ему и мастерам было бы стыдно…
Однако нельзя считать, что первое депо работает хуже второго – это не так, причем мы уже об этом писали. Просто многое зависит от количества работников, от оборудования, от наличия запчастей и… от умения “выкручиваться”. Вероятно, второму депо “выкручиваться” удается несколько лучше.
Именно желание выпускать на линию трамвай в лучшем виде ведет к постоянному повышению качества работы депо. Как ни странно, но количество вагонов на линиях постепенно увеличивают, при этом делая все для уменьшения случаев поломок – и еще более странно, что у трамвайщиков это получается!
Мы уже упоминали, что старые трамваи проходят капремонт на “Центросваре” или в Туле. Валерий Николаевич отметил, что такой ремонт вполне возможно выполнить прямо в трамвайном парке – во всяком случае, второе депо оснащено прекрасными станками и отлично разработало технику ремонта. В последнее время мастера депо научились весьма неплохо окрашивать кузова трамваев, а начальство сумело достать великолепный материал для обивки пола. Однако в необходимой мере восстановить побегавший трамвай пока невозможно. Главная причина – безусловно, отсутствие запчастей, впрочем, вытекающее из отсутствия денег. А последнее – прямой укор администрации города. Отличным примером нашим губернатору, мэру и иже с ними может послужить город Орел, где власти области (!) взяли под личный контроль городской электротранспорт. Теперь орловские трамвайщики не знают, что такое нехватка запчастей. Причем детали закупают прямо в Чехословакии – “родные”, а не более-менее подходящие отечественные (лишь бы встало да как-нибудь работало). В результате городские трамваи находятся в идеальном состоянии.
А мы пока выкручиваемся так, как можем. К тому же обижают трамвайщиков и пассажиры, ради которых так усердно трудится персонал депо. Бьют стекла, фары, воруют многие детали трамвая – от потолочных светильников до… маршрутных табличек. Да-да, не удивляйтесь – водители трамваев 3, 6 и 15 маршрута, ездящих в Константиновку, жалуются, что во вторых вагонах постоянно недосчитываются железных табличек с номером. И в один прекрасный день руководство депо решило провести эксперимент и понаблюдать, куда же исчезают таблички. Оказалось, что чаще всего лишают трамвай номера маршрута дети, которых учителя просят принести в школу материал для уроков труда…
Вот и возникает такой странный контраст: работники ТТУ делают все, чтобы трамвай выглядел как можно лучше, а мы, пассажиры, делаем все, чтобы он выглядел как можно хуже. И вспомните, как вы сами относитесь к трамваю, когда будете ругать его на чем свет стоит за поломку или за испачканное сиденье.
Ярослав МОСКОВКА
Статья опубликована в “Новой газете” № 23 от 18 июля 2001 года.